Феофанов Олег Александрович.


Он два месяца не дожил до 72 лет. В феврале 2000 года в издательстве "Питер" выходит его новая книга - "Реклама: новые технологии в России". Пятнадцатая книга профессора Олега Феофанова, которую, в отличие от предыдущих, ему уже никогда не держать в руках. Толстая книга, над которой он, не считаясь с болями в сердце и потерей зрения от круглосуточной вахты за компьютером, самозабвенно работал последние три года. Самые свежие дополнения о политической рекламе на текущих думских выборах он переслал в издательство буквально накануне парижской командировки. Инфаркт в самолете "Париж - Москва" на пути с Европейского конкурса рекламы "Эпика", где он был членом жюри, - символический конец его богатого на жизненные перемены земного пути.

Впрочем, любая самая достойнейшая смерть все равно остается для родных, близких и друзей холодным ужасом утраты любимого человека. Тем более такого обаятельного, умного и светлого человека, каким навсегда запомнят Олега Александровича знавшие его. Я вижу его с любимой трубкой в руке, виртуозно читающим любимые стихи Саши Черного. Или задумчиво слушающим любимую музыку Георга Генделя, из которого он особенно ценил ораторию "Мессия". В чем, в чем - а в музыке он разбирался профессионально.

Он немало поездил по миру. Перед смертью успел побывать в Париже в седьмой раз. А впервые Париж очаровал юного журналиста-международника в далеком 1956 году, когда он был там проездом по пути в Канаду. Он не раз говорил мне, что именно молодость, проведенная в Канаде, где он четыре года работал пресс-секретарем советского посольства, сформировала его как личность, навсегда определила профессию, сферу научных интересов и стиль жизни. Научила широте мышления и пренебрежению к партийно-идеологическим установкам в журналистике, науке, литературе. А давили его эти догмы ежедневно - выпускник МГИМО, он получил распределение в Совинформбюро (позже переименованное в АПН), где и проработал более 20 лет. Эта организация, призванная вести пропаганду советского образа жизни за рубежом, была самым подконтрольным винтиком в партийно-идеологической системе.

Вернувшись из Канады, он написал об этой стране книгу "Счастье в кредит", максимально честную по тем идеологическим нормам. За ней последовали сборник рассказов "Чужая улица" и три книги о рок-музыке: "Тигр в гитаре", "Музыка бунта", "Рок-музыка вчера и сегодня". Их зачитывали до дыр, размножали в фотокопиях, за бешеные деньги продавали на книжном рынке. Мое поколение именно из них узнало о современной музыке. И не только о роке, но и о современном джазе, глубоким знатоком и увлеченным коллекционером которого был Олег Александрович.

Яркого журналиста заметили в АПН и поставили главным редактором журнала "Спутник" - идеологической витрины советского образа жизни для Запада. И это издание он всего за четыре года смог сделать легендой в профессиональной журналистике. Полумиллионные тиражи английской, французской и немецкой версий Спутника и личный гнев главного идеолога "Старой площади" Михаила Суслова, снявшего Феофанова и закрывшего журнал за отступления от партийной линии - лучшее подтверждение высочайшего уровня его редакторской работы.

Затем были Институт США и Канады и Академия общественных наук. Он защитил кандидатскую, затем - докторскую по философским наукам. Преподавал социальную психологию, социологию массовых коммуникаций, теорию журналистики, рекламу. Стал доцентом, затем профессором. В далеком 1974 году протащил через цензурные ножницы в издательстве "Мысль" уникальную по глубине анализа и фактуре книгу "США: реклама и общество". Еще на Первом фестивале рекламных роликов в 1984 году работал председателем жюри. Классикой жанра "рекламной критики" стали его полемические "Заметки мэтра", из номера в номер публиковавшиеся при Наталье Смирновой в "Рекламном мире". Он был членом редколлегии журнала "Реклама", ни один номер которого не обходился без его статьи, выступил отцом-основателем Института дизайна и рекламы.

Он подготовил несколько сильных аспирантов на факультете журналистики МГУ, а уж официальным оппонентом выступал, по-моему, не меньше чем на полусотне защит. Относился он к этому ритуальному мероприятию предельно требовательно: его десятистраничный отзыв на мою докторскую - образец научной скурпулезности и добросовестности. Так он формировал свою неформальную научную школу.

За внешне весьма удачными биографическими вехами трудно догадаться, насколько мучительно тяжело давались жизненные победы этому удивительно талантливому, разносторонне одаренному и трудолюбивому человеку. Поистине новаторскую докторскую диссертацию о механизмах формирования общественных иллюзий два раза "валили" на совете в Академии общественных наук. Не стало ему легче и с началом перестройки - текст брошюры о финансовой рекламе предприимчивые "издатели" выпустили без фамилии автора. Написанное им предисловие к "Современной рекламе" Бове и Аренса красуется в книге, выпущенной в издательстве Довганя, под чужой фамилией. Великолепная книга мемуаров "Осколки зеркала", которую он так жаждал увидеть напечатанной, вышла, наконец, в прошлом году стараниями Института дизайна и рекламы, но мизерным тиражом 2000 экземпляров. Два долгих года искал издателя его новый капитальный труд о социологии рекламы. И не знаю, вышел бы вообще, если бы не редактор издательства "Питер" Лолита Волкова, оценившая уровень рукописи.

Этот человек в принципе не умел "делать карьеру", не умел ловчить, приспосабливаться, заводить нужные связи. Уверен, что он был чудовищно недооценен современным российским рекламным бизнесом (особенно той частью, которая занимается его приоритетной темой - политической рекламой). Да и вообще недооценен отечественной наукой о рекламе и социальных коммуникациях (если она у нас существует как таковая).

Если называть вещи их настоящими именами, профессор Олег Александрович Феофанов является основоположником современной отечественной научной школы, изучающей рекламу, public relations и социологию массовых коммуникаций в целом.

Он был в высшей степени наделен даром человеческой дружбы. Я твердо уверен, что те, кто могут назвать себя его Учениками, друзьями, близкими или просто хорошими знакомыми, навсегда сохранят в памяти его человеческое тепло и обаяние ума.

Игорь Крылов, ученик профессора О. А. Феофанова

Самая полезная реклама:

© Рекламатик, 2007-2017.
 Рейтинг@Mail.ru